На фестиваль «Литература и кино» супруга Тонино Гуэрры вспоминала Андрея Тарковского, ставшего свидетелем на их свадьбе

В Гатчине завершился XXIII Российский кинофестиваль «Литература и кино». Жюри под руководством кинорежиссера Андрея Эшпая присудило гран-при «Гранатовый браслет» документальной картине «Забытые полеты» Андрея Осипова, рассказывающей о ближнем круге Максимилиана Волошина. Автор фильма «Коктебельские камешки» вновь отправился в любимые места, а его главной героиней стала искусствовед Ольга Северцева. Ее воспоминания отсылают зрителя в Серебряный век.

фото: Борис Кремер

Лора Гуэрра

Приз жюри за лучшую режиссуру отдан Сергею Соловьеву за фильм «Ке-ды» по рассказу Андрея Геласимова «Paradise found» с формулировкой: «За верность своему стилю». Он действительно словно бы вернулся во времена своей молодости, своему почерку прежних лет. А Аглая Шиловская отмечена наградой за лучшую женскую роль в этой картине. Жюри покорила ее «неподражаемая естественность».Приз имени Андрея Петрова за лучшую музыку к фильму присужден композитору Икболу Завкибекову за «Сон обезьяны» молодого режиссера, выпускника ВГИКа (мастерская Владимира Меньшова и Владимира Тумаева) Руми Шоазимова.

Он приехал в Гатчину из Душанбе, добирался из-за непогоды с приключениями, а экранизировал рассказ английского писателя Уильяма Джейкобса «Обезьянья лапка». Отмечен за лучшую мужскую роль и Баходур Миралибеков, сыгравший в этом фильме. Приз имени Андрея Москвина за лучшую операторскую работу достался Александру Котенко, снимавшему тундру, места, где живет ненецкий народ. Документальная лента «Чистый лист» создавалась им с режиссером Айной Мередовой по книге Алексея Голубцова «Письма Гриши». Жизнь молодого парня Гриши оказалось трагичной и рано закончилась.

Приз жюри за лучший неигровой фильм присудили «Земле Иосифа» питерского документалиста Павла Медведева о музее Иосифа Бродского, открывшегося на один день, и соседке великого поэта, которая не хочет покидать родные стены, сколько бы ее к этому не склоняли. Она и сама стала экспонатом. Поэт Александр Городницкий, приезжавший на фестиваль с фильмом «Портреты на стене», предложил даже новое название картине — «Соседка Бродского». Приз за лучший игровой фильм достался дебютной «Софичке» Киры Коваленко. Она — ученица Александра Сокурова, набравшего мастерскую в Нальчике. Фильм снят на абхазском языке по одноименному произведению Фазиля Искандера.

Читательское жюри во главе с писателем Сергеем Есиным отметило документальную картину «Пермь-Юрятин. Транзит 1916» пермского документалиста Павла Печёнкина, ранее получавшего в Гатчине награду за свой фильм о Шаламове. Его новая картина о том, каким увидел губернский город Пермь в первой половине 1916 года 26-летний Борис Пастернак. Формулировка жюри оказалось изощренной: «За невероятные киновозможности в маленьком фильме соединить судьбу поэта, любовь к городу и тайну высокого каблука». Теперь остается лишь разгадать, что бы это значило. Приз зрительских симпатий имени Клары Лучко получила документальная картина «Репортаж из рая» Анны Самойлова из Хабаровска о Александре Лепетухине, который пишет и иллюстрирует «Хехцирские сказки». Этот необычный человек и снят очень живо и тепло, с нежной интонацией.

Приз Губернатора вручили Карену Шахназарову за вклад в киноискусство. В Гатчине всю неделю шла ретроспектива, приуроченная юбилею режиссера и руководителя «Мосфильма». 8 июля ему исполнится 65 лет. А со своим новым полнометражным фильмом «Анна Каренина. История Вронского» он участвовать в конкурсе отказался. Многие мэтры сегодня идут тем же путем. К примеру, картина Сергея Соловьева «Ке-ды», хотя и показывалась на разных фестивалях, но в конкурсе участвовала впервые.

Между тем, в Гатчине, как и во многих других местах, от Москвы до самых до окраин, активно обсуждался сериал «Анна Каренина». На творческой встречи в библиотеке Сиверской читатели задавали вопросы Екатерине Вильмонт не только о ее книгах, но и об экранизации Шахназарова. И она ответила: «Да простит меня Лев Николаевич, но «Анна Каренина» — это история истерички и, возможно, морфинистки. Максим Матвеев — лучший Вронский, какого можно только себе представить». Зрительницы горячо ее поддержали и очень удивились, когда узнали, что в кинематографической и критической среде фильму Шахназарова изрядно досталось, особенно Елизавете Боярской, сыгравшей Анну. Они-то в полном восторге от актрисы и сериала в целом.

Под финал фестиваля приехала Лора Гуэрра — супруга итальянского писателя, поэта и драматурга Тонино Гуэрры, работавшего с Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андреем Тарковским. Ретроспектива Тарковского проходила в Гатчине и посвящена была 85-летию со дня рождения выдающегося режиссера. У зрителей была возможность увидеть на большом экране «Иваново детство», «Зеркало», «Андрея Рублева», «Солярис», «Сталкера», «Жертвоприношение», «Ностальгию». Приезд Лоры Гуэрра красиво завершил ретроспективу. Когда-то она — Элеонора Яблочкина — работала редактором на «Мосфильме».

В 1975 году познакомилось с Тонино во время Московского международного кинофестиваля, куда он приехал с Микеланджело Антониони. А спустя некоторое время в Москве они расписались. Свидетелями со стороны жениха были Антониони и его супруга Энрика, со стороны невесты — Андрей Тарковский. Проходила церемония у бюста Ленина, что особенно впечатлило итальянских кинематографистов. Несколько лет назад Тонино Гуэрра присылал в Гатчину свое видеообращение. Так что это его второе воображаемое путешествие на фестиваль «Литература и кино».

Источник