Прижизненный портрет царя Ивана IV, вытисненный на переплете первопечатного Апостола 1564 г., был открыт с помощью методов мультиспектральной съёмки. Изображение считается угасшим: вытисненное на кожаном переплёте, оно со временем разгладилось, и в настоящее время уже не видно невооружённым глазом. Чтобы визуализировать портрет, были использованы специальные методы съёмки в различных диапазонах спектра и оригинальные алгоритмы обработки изображений. «Проявленный» таким образом портрет в свою очередь станет предметом изучения для историков. Съёмку и обработку изображений проводили сотрудники Государственного исторического музея, в фондах которого хранится уникальный экземпляр Апостола, и Института космических исследований РАН.

Единственный подлинный прижизненный портрет Ивана Грозного — одной из самых ярких фигур в истории России — был выполнен, вероятно, в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра первопечатного Апостола 1564 года Ивана Фёдорова вместе с двуглавым византийским орлом — новым гербом русских государей. Со временем тисненый рельеф практически исчез: в XIX в. он был едва виден, а его контур был скопирован в общих чертах.

Чтобы восстановить изображения, использовался так называемый метод мультиспектральной съёмки. Он подразумевает получение массива цифровых изображений в различных диапазонах длин волн, от ультрафиолетового до инфракрасного (с «шагом» в 40 нанометров), и под разными углами освещения. Полученный набор кадров обрабатывается затем с помощью специальных алгоритмов, разработанных сотрудниками ИКИ РАН и их коллег из других организаций.

В случае с восстановлением портрета Ивана Грозного речь шла о том, чтобы увидеть микротопографию поверхности переплёта: мельчайшие неровности, трещины и углубления. Для этого наиболее эффективно использовать инфракрасный диапазон — в частности, в данном случае поверхности снимали в отраженном свете с длиной волны 730 нм (этот диапазон уже относится к инфракрасному, но ещё воспринимается глазом). «Поверхность переплета освещалась боковым светом, а высота и азимут положения источника света подбирались экспериментально, чтобы получить максимально контрастный рельеф», — рассказывает Александр Андреев, главный специалист Института космических исследований РАН.

В результате обработки полученных снимков на изображениях «проступили» очертания лица. Считается, что это единственный достоверный прижизненный портрет царя Ивана IV. Он был выполнен на специальном подносном экземпляре Апостола — знаке благодарности Ивана Фёдорова царю за поддержку печатного дела. «Однако кто автор этого портрета, ещё предстоит установить. Возможно, им мог быть единственный известный нам русский художник, освоивший в середине XVI в. западную технику гравюры на меди — Феодосий изограф, сын знаменитого живописца Дионисия», — говорит Елена Уханова, старший научный сотрудник Государственного исторического музея. Исследователи также хотят попытаться восстановить более тонкие детали изображения.

Портрет Ивана Грозного на переплёте подносного экземпляра Апостола Ивана Фёдорова (1564) из фонда Государственного исторического музея. Изображение визуализировано благодаря фотосъёмке в узкополосном диапазоне спектра (длина волны 730 нм) с последующей обработкой (с) А.В. Андреев (ИКИ РАН), М.Н. Жижин (ИКИ РАН), Е.В. Уханова (ГИМ), 2017

Портрет Ивана Грозного на переплёте подносного экземпляра Апостола Ивана Фёдорова (1564) из фонда Государственного исторического музея. Изображение визуализировано благодаря фотосъёмке в узкополосном диапазоне спектра (длина волны 730 нм) с последующей обработкой (с) А.В. Андреев (ИКИ РАН), М.Н. Жижин (ИКИ РАН), Е.В. Уханова (ГИМ), 2017

Портрет впервые представлен на стенде ГИМ в рамках XIX Международного фестиваля музеев «Интермузей 2017», который открылся в Москве 25 мая и продлится до 29 мая. Здесь демонстрируются первые результаты и другого совместного проекта ИКИ РАН и ГИМ — исследования тем же методом мультиспектральной съемки древнего глаголического палимпсеста кирилло-мефодиевской эпохи из собрания Исторического музея.

Источник