Гормон аппетита FGF21, выделяемый клетками печени, оказался связан с неудержимым влечением к сладкой пище – носители его мутантных версий фактически гарантированно становятся сладкоежками, выяснили ученые, опубликовавшие статью в журнале Cell Metabolism.

«Как человек решает, что ему есть и как много? Похоже, что чувство сытости является продуктом работы сразу нескольких цепочек нейронов, управляющих потреблением разных типов нутриентов. Наше открытие и это исследование заставили меня совершенно по-другому взглянуть на то, как работает метаболизм», — заявил Мэттью Гиллум (Matthew Gillum) из университета Копенгагена (Дания).

Гормон FGF21 известен биологам давно. Раньше ученые считали, что это вещество выделяется печенью во время обеда и помогает телу плавно менять уровень инсулина, «подготавливая» организм к притоку глюкозы и других веществ. Два года назад Гиллум и его коллеги, а также еще одна группа ученых, параллельно обнаружили, что отключение гена, связанного с производством FGF21, приводило к крайне интересным последствиям в организме мышей и обезьян.

Животные, по словам Гиллума, превращались в настоящих сладкоежек и ели сладкую пищу фактически беспрерывно, даже если давно были сыты. Ввод гормона в тело этих мышей приводил к обратным последствиям – сладкое переставало интересовать их в принципе.

В своей новой работе датские биологи решили проверить, играет ли FGF21 аналогичную роль в организме человека, в чей рацион, в отличие от мышей, сладости попадают регулярно, или же подобная «способность» — уникальная черта животных. Для этого ученые проанализировали данные по диете почти 6,5 тысячи добровольцев, принимавших участие в проекте Inter99, и собрали пробы их ДНК для сравнения структуры FGF21.

Как оказалось, FGF21 действительно управляет тягой сладкому и среди людей. Исследователям удалось выделить один вариант этого гена, rs838133, наличие двух копий которого в ДНК заметно повышало вероятность того, что человек был сладкоежкой.

Что интересно, наличие этой мутаций в FGF21 было сопряжено с двумя другими пороками – тягой к алкоголю и табаку. Как считают исследователи, это объясняется тем, что FGF21 и связанные с ним гормоны напрямую действуют на центр удовольствия в мозге человека и меняют его работу.

Как именно функционирует эта связь, Гиллум и его коллеги планируют выяснить в ходе дальнейших, более масштабных опытов с добровольцами.