Геологи из США, Сингапура и Новой Зеландии выяснили, что магма находится под вулканами в большинстве случаев в твердом состоянии, плавясь только за некоторое время до извержения. Это доказывает содержание лития, который был обнаружен в вулканических извержениях в регионе Таупо, что в Новой Зеландии.

Как оказалось, цирконы несколько столетий проводят при температурных показателях в 650-750 градусов, а поднятие выше температуры плавления начинается только за несколько десятилетий до извержения лавы. Данное открытие поможет предсказывать даты извержений мировых вулканов.

Авторы работы наблюдали за развитием магмы перед извержением с помощью минерала циркона.Геологи провели опыты над семью образцами данного минерала, который был выброшен в Новой Зеландии еще 700 лет назад. По радиоизотопному датированию исследователи определили возраст минералов — почти 50 тысяч лет.

Скорость диффузии вещества напрямую зависит от температуры окружающей среды. Учёные доказали, что что циркон в магме постепенно накапливает в себе ионы лития. Чем больше накопления, тем больше температура в окружающей среде, что соответствует срокам плавления.