Ученые из университета Монаш в Австрии обнаружили у рыб ген, отвечающий за рост организма на начальных этапах развития. Это открытие станет первым шагом на пути к выращиванию новых органов внутри тела пациента.

Австралийские биологи, работая с зародышами рыбок-зебр, выявили ген роста Meox1, который в паре с особым белком находится в стволовых клетках, располагающихся во всех органах как животных, так и человека. Meox1 каким-то образом контролирует деление клеток, «указывая» на размеры органа и место, где они должны перестать делиться.

Ученые всего мира уже не первое десятилетие возлагают большие надежды на стволовые клетки. Так, за последние 20 лет биологи научились превращать их в различны ткани (мышечная, костная), выращивать кожу и нервные волокна. А пять лет назад ученым удалось вырастить и успешно пересадить мышам волосяные луковицы. В 2016 году в Японии из стволовых клеток были выращены рабочие копии печени и почки, а также «изготовлена» и вживлена нога крысы.

Биолог из Университета Монаш Питер Карри отмечает, что на сегодняшний день ученые могут выращивать лишь небольшие органы. При попытке ими превзойти определенный предел в размере ткани, стволовые клетки начинают гибнуть. Meox1 должен помочь решить эту проблему.
Найденный ген роста и связанный с ним белок, а также дальнейшая работа биологов в данном направлении поможет людям в будущем выращивать поврежденные или потерянные органы прямо в теле, заставлять стволовые клетки залечивать любые раны.