Новая обязанность турфирм подтверждать свою финансовую устойчивость может не лучшим образом сказаться на кошельках отдыхающих.

Речь идет о требовании Минкультуры России, который установил для работающих на «выезде» туроператоров размер маржи платежеспособности — она должна быть не менее 7 процентов от общей цены турпродукта за год.

Если турфирма, к примеру, в 2016 году продала путевок на 100 миллионов рублей, и ее собственные средства (уставной и прочее) составляют 7 миллионов рублей, то она соответствует нормативам. Эксперты уверяют, что далеко не все смогут показать такие результаты. Отчитаться о своих показателях в Ростуризм турфирмы должны до 15 апреля.

В противном случае компания не сможет работать. Как пояснила начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия, на первом этапе от бизнеса ждут лишь соблюдения временного фактора. Карательных мер пока не предусмотрено. «Сведения нужны, чтобы понять, находится ли туроператор на грани банкротства. Если показатели плохие, на это обязаны обратить внимание контрольно-надзорные органы» — пояснила Арахамия.

Понятие «маржа платежеспособности» пришла из практики страхового бизнеса. По мнению руководителя правовой комиссии Российского союза туриндустрии (РСТ) Георгия Мохова, это можно считать предвестником внедрения аналогичных подходов к регулированию туризма — страховщики работают под контролем ЦБ, который планомерно сокращает их численность.

Ранее ЦБ представил статистику по выводу денег за рубеж и теневому перераспределению наличности через схемы с участием поставщиков транспортных услуг и продавцов софта, а также небольших турфирм. Объем сомнительных транзакций этих компаний за год превысил 80 миллиардов рублей. И львиная доля пришлась на туркомпании.

Георгий Мохов не оспаривает проблемы, но уверяет, что турбизнес живет на марже в 2–3 процента. И в зону риска попадают туроператоры, продающие дешевые путевки. Так что рост цен неизбежен, прогнозируют эксперты рынка.

С другой стороны, возможностей минимизировать накладные расходы больше у крупных фирм. А те, кто не дотянет маржу до нужного уровня, будут вынуждены объединиться друг с другом или покинут рынок. А это, возможно, не так уж и плохо. «В Европе существует 5–7 крупных туроператоров (в России 600 компаний), работающих на выездных направлениях, и все там прекрасно работает» — говорит директор Центра конъюнктурных исследований НИУ «Высшая школа экономики» Георгий Остапкович.

С другой стороны, считает эксперт, если останется только крупный бизнес, то у него будет больше шансов диктовать цены. И здесь главное, не сбить необходимый рынку баланс.

Источник