Кинорежиссер Алексей Федорченко («Первые на Луне», «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», «Ангелы революции», «Война Анны») представил на Международном фестивале кино стран Содружества в Москве документальную комедию «Кино эпохи перемен». Но по прошествии времени трагическое стало если не комическим, то трагикомическим точно. Посвящается фильм всем провинциальным российским студиям, которые практически вымерли.

фото: Светлана Хохрякова

Алексей Федорченко перед показом «Кино эпохи перемен».

На показ пришел южнокорейский кинорежиссер и завсегдатай московских премьер Ким Ки Дук. Только он хотел купить билет, как его заметили организаторы мероприятия и провели в зал. А потом самый знаменитый корейский кинематографист оправился с Алексеем Федорченко в ресторан — отмечать премьеру.

«МК» поинтересовался у Ким Ки Дука, надолго ли он в Москве, не решил ли у нас окончательно обосноваться. В ответ возмутитель спокойствия, обвиненный на родине в насилии по отношению к одной из актрис, снимавшейся в его «Пьете», сказал, что в ближайшее время отправится в Стамбул, но уже скоро вернется: накануне Нового года он возглавит жюри Сочинского международного кинофестиваля.

Ким Ки Дук также планировал посетить фестивальный показ «Сулейман горы» Лизы Стишовой. У этой дебютной картины, одной из лучших за последние годы, нежданно-негаданно отобрали прокатное удостоверение. С первого захода чиновники не заметили, как весомо присутствие киргизских кинематографистов, а это не соответствует требованиям, необходимым для присвоения картине категории «национальный фильм». А ведь еще недавно все так гордились победой «Сулейман горы» на Международном фестивале в Карловых Варах, и не только. Лиза Стишова смогла так ярко дебютировать благодаря помощи своих киргизских коллег, а не российского Минкульта. Теперь Ким Ки Дук оценит ее мастерство.

В начале нулевых Алексей Федорченко хотел снять жесткую драму о Свердловской киностудии, где начинал свою кинокарьеру отнюдь не с творческих профессий — иногда занимался тем, в чем плохо разбирался, например, выполнял юридические функции. И теперь по этому поводу можно посмеяться. Первый договор, который ему довелось подписать, был заключен с… псом Джеком, уполномоченным осуществлять охрану студии и имевшим ряд преимуществ перед другими собаками, стихийно размножавшимися на кинотерритории. «Я задумывал свой фильм как боевик. Прошло 25 лет. С тех пор не изменил ни слова. Но на давние уже события смотришь по-другому. Получилась не совсем комедия. Этот фильм о ситуации, которая происходит не только на Свердловской студии, но и на других студиях страны», — рассказал Алексей.

Теперь в старом корпусе киностудии, а это здание эпохи конструктивизма начала 1930-х, располагается универмаг. На одной из лестниц в 1944-м снималась «Сильва» Александра Ивановского с Сергеем Мартинсоном в роли Бони. Студию не раз пытались перепрофилировать, растащить на ларьки. На ее территории хотели организовать центр по обрезанию (логично — прежде его не было в городе), построить свиноферму… Федорченко на протяжении всего фильма использует мультипликацию поросячьей тематики, благо Екатеринбург славится сильной анимационной школой.

В 90-е на студии творились страшные дела. Вообще, Екатеринбург — город бандитской славы, и отдельного посещения заслуживает кладбище братков. Кто видел — никогда не забудет исполинов, увековеченных в мраморе…

Теперь мы вместе с Федорченко бродим по универмагу с режиссерами, операторами, монтажерами, бывшим завскладом — и такие истории всплывают, что мама не горюй. В спортивном отделе почему-то нет продавца — почему бы не воспользоваться его отсутствием и не поговорить с коллегами о былом среди спортивных костюмов и снаряжения?

Экс-директору студии Георгию Негашеву хозяйство досталось в лихие 90-е. Всем другим претендентам на этот пост звонили братки и задавали вопросы, после которых желание работать быстро пропадало: «У вас дети есть?», «Мы вам выкопали могилу»… Но Негашев был иногородним, ему не позвонили. А потом о студии поползла дурная молва. Стоило только «серьезному человеку» поговорить с ее руководителем, как через несколько дней его убивали. Раза три как минимум. И бандиты оставили студию в покое.

Но на смену бандитам пришли банки, пытавшиеся студию задушить, а потом и коммунальщики, отключившие за неуплату воду. Из-за долгов закрылись туалеты — всей студией ходили на сторону или в подвал. «У нас обоссанный двор, а начальник водоканала ест улиток», — Федорченко лично это видел, придя к нему на прием. Бывший «завсклад», как говорил Аркадий Райкин, поведал анекдотичную историю про крысу. Такое не придумаешь. Бросалась она как тигр, сожрала других крыс. В итоге ее подожгли спичкой — ради огненного зрелища студийные шоферы собрались в гараже…

В нынешнем отделе купальников располагался прежде самый передовой отдел экранных технологий. Отсюда тянется личный след Федорченко: на дочери его начальника — Полине, с которой многие из нас знакомы, — он женился.

Самым главным режиссером киностудии многие годы, безусловно, был Ярополк Лапшин, снявший «Приваловские миллионы», «На полпути в Париж», знаменитый сериал «Угрюм-река». Собственно, с него и начинается «Кино эпохи перемен». Тарелка перед началом съемок разбивается о мемориальный горельеф Лапшину на историческом здании Свердловской киностудии. Федорченко уверен, что мэтру это бы понравилось. Выяснилось, что на «Приваловские миллионы» группа Лапшина позаимствовала кое-какое имущество у деда Федорченко и половину не вернула. Теперь нам представили частично то, что есть в кадре и чего навсегда лишился род Федорченко из предметов домашней обстановки. А когда-то Лапшин присмотрел юного Алексея на роль Михаила Ломоносова в детстве для картины «Дым отечества». Начиналось все со сцены порки, и надо было при всех (и Петре Вельяминове, игравшем отца) снять штаны. Федорченко делать этого не стал и не снялся у Ярополка Лапшина.

Так слагалась великая история падения Свердловской киностудии, по истории которой можно изучать историю страны. Последним ее фильмом стали «Первые на Луне» Алексея Федорченко, снятые в псевдодокументальном жанре мокьюментари. За эту работу по неведению жюри он получил награду Венецианского кинофестиваля за неигровой фильм. И это тоже ирония судьбы. На экране мелькнет фигура Сергея Эйзенштейна — кадр из новой картины Федорченко «Последняя милая Болгария», которую он заканчивает уже не в стенах старейшей киностудии.

Читайте материал: Мединский рассказал о требовании запретить "Джокера" и отказался поддерживать фильм

Светлана Хохрякова

Тэги: Кино,
Война,
Школа,
Дети ,
Договор
  

Персоны: Владимир Мединский
  

Организации: Министерство культуры
  

Места: Москва,
Париж,
Екатеринбург
  

Источник: mk.ru