Фрида Кало, Пабло Пикассо, Нико Пиросмани, Рауле Амундсен, а также Корней Чуковский, Юрий Гагарин и даже Федор Конюхов стали героями кукольных спектаклей, которые в ближайшем сезоне появятся в одном из лучших кукольных театров страны — Большом театре кукол (БТК) в Петербурге. Именно здесь молодые актеры и режиссеры прославили этих великих людей в кукольном формате, показав эскизы будущих работ в рамках третьей «БТК-ЛАБ-лаборатории».

Вот такой увидели Фриду Кало в БТК. Фото: БТК-ФЕСТ

Сам БТК, что на улице Некрасова, — театр особый, с атмосферой креатива и вдумчивого отношения к действительности. Это видно и в оформлении — рукотворные афиши, дизайн помещения продуман до мелочей, рассчитан на детей и взрослых. Так что все здесь располагает к развитию, и «БТК-ЛАБ» — тому доказательство: худрук Руслан Кудашов не первый год дает шанс своим актерам и режиссерам попробовать себя в качестве авторов спектаклей, и не только своим. На третью лабораторию поступило 60 заявок со всей страны, восемь одобрили, и вот их в течение двух дней проверяли на публике (детской и взрослой) и экспертах.

Тему лаборатории задали заранее — «Персона», или «ЖЗЛ». Персон выбрали по первому разряду: из прошлого — космонавт Гагарин, два путешественника — норвежец Амундсен и ныне живущий россиянин Конюхов, писатели Чуковский и Линдгрен, художники — Пикассо, Пиросмани, Кало. Вошедшие в историю легендарные имена, похоже, не лимитировали фантазии создателей эскизов, а кажется, распаляли их. История маленького Рауля Амундсена (реж. Мария Крицкая), который, став взрослым, первым в мире достиг Южного полюса, полна юмора и составлена из маленьких и даже несерьезных деталей, но в них и интерес, и доверие к рассказу и образу героя.

Жизнь путешественника легко умещается на длинном столе, покрытом белой тканью, как снегами. Четверо молодых актеров, одетых по-зимнему, играют на нем маленькими лыжами, очками, шлемом, корабликами. Сами становятся то Амундсеном в детстве, а потом — в зрелости, то его мамой, а также эскимосами, радиокомментаторами, следящими за опасной экспедицией на Южный полюс… Все настолько органично и весело, что зрители не замечают, как сами становятся путешественниками.

Совсем иная атмосфера — в работе Надежды Мошкиной (актриса БТК) про Фриду Кало. Ох уж эта Фрида — роковая женщина, разбивавшая сердца мужчин, которая на самом деле всю свою жизнь шла по краю! Вот по этому самому краю лихо провела горячую мексиканку актриса Наталья Сизова. Яркий темперамент, умение ловко работать с множеством предметов и невероятное обаяние, благодаря которому не знавшие великую Фриду сочтут, что она — вылитая питерская актриса. И сросшиеся на переносице брови тут ни при чем: Сизовой удалось создать иллюзию сходства внутреннего. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего», — писала Фрида о себе. Актрисе в зрелищном, горячем эскизе удалось сыграть одиночество, боль и смерть, преследовавшую ее всю жизнь.

Труднее всех, пожалуй, пришлось Алисе Ермак (Брестский театр кукол), замахнувшейся на персону нашего современника — Федора Конюхова, тем более что в основе эскиза лежит его книга «Как я стал путешественником». Однако вопреки ожиданиям увидеть дерзкого оторву маленький Федор предстал в виде куколки с иконописным и даже смиренным лицом, трогательным мечтателем, так что закравшиеся как-то сомнения о давлении на авторов эскиза авторитета сами собой улетучились. Режиссеру Ермак удалось уловить и передать суровость Северного края, откуда родом Конюхов, и выглядел он совсем не геройски, особенно на фоне суровой маски отца.

Оригинально и обаятельно смотрелась версия жизни Пабло Пикассо, отслеженная режиссером Анной Бесчастновой тоже с его раннего детства. У кукольницы в роли маленьких героев выступали кисточки и прочие предметы в руках трех актеров. Образ будущего гения дополняла живая музыка (небольшой состав) и песни Евгении Клекотневой.

Самое интересное, что это была первая лаборатория, которая все показанные эскизы оставила в качестве будущих спектаклей БТК. А недостатки, которые были в каждом, и их серьезно разбирали после каждого показа эксперты и зрители, можно рассматривать как корректировку. Например, по возрасту аудитории, и в этом отношении показателен весьма интересный эскиз о Корнее Чуковском. Но не как о писателе, а как об отце трех детей. Режиссер Александр Баркар в своем эскизе почти не использовал кукол — лишь три мягкие игрушки в руках трех актеров. Чуковский-папа — чудак, фантазер, баламут — постепенно оказывается одиноким стариком, потерявшим двух из троих своих детей, кроме Лидии, оставившей нам воспоминания о нем. Пронзительная история, но кому ее адресовать? Рефлексия, чувства, из которых и состоит спектакль, скорее понятны будут родителям, но весьма поучительны для них.

Но лаборатория в БТК закончила свою работу, а на подходе уже шестой международный фестиваль «БТК-ФЕСТ: театр актуальных кукол». На этот раз он будет играть в классиков, и среди его героев окажутся Кафка, Дон Кихот, Аида. Интересен список и ожидаемых премьер нового сезона — марионеточный «Пиноккио» в постановке самого Русла Кудашова. Еще одним героем станет не кто иной, как рок музыкант Майк Науменко. А режиссер Иван Латышев поставит чеховскую «Чайку».

Марина Райкина

Заголовок в газете: Художники и рокеры в кукольном формате

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28076 от 16 сентября 2019

Тэги: Театр,
Книги
  

Источник: mk.ru