После карантина у молодых кинематографистов наконец-то появилась возможность вживую показать свои работы, сделанные незадолго до пандемии и во время карантина. Название конкурса, проходившего в Нижнем Новгороде, позаимствовано у писателя Горького. В его сочинении «Встряска» юный герой так впечатлен  искусством клоунады, что испортил икону, за что был наказан, и это привело к сильнейшему эмоциональному переживанию. Начинающие кинематографисты тоже поделились своими душевными состояниями.   

фото: Геннадий Авраменко

Яна Есипович стала режиссером.

В основном они снимают короткий метр. На полный, как правило, нет ни денег, ни сил, но он существует на бумаге.  Своего будущего героя выпускник Московской школы кино Радик Рахимов встретил случайно на пляже в Таиланде. Так появился 28-минутный документальный фильм «Альфаромео».  Найти такого персонажа – уже полдела, но хватило бы и половины экранного времени, чтобы рассказать про альфа-самца,  пытающегося вернуть расположение пассии. Парню из Владивостока кино о себе понравилось, никакой иронии он  не уловил. Почти  получаса он рассказывает о 40-летней Даше, посылает ей сообщения. Она, конечно, не так молода, но «с самкой, которая опытнее», приятнее иметь дело.  Даша, между тем, нашла себе 60-летнего обеспеченного «деда», ушла к нему от пышущего мужской силой Альфаромео. А ему только и остается рассуждать о жизни, которую следует проживать без претензий.   

Полнометражную «Фариду» Ксении Лагутиной непременно будут сравнивать со знаменитой «Айкой» Сергея Дворцевого. Но у него показана полная страданий жизнь киргизской мигрантки в Москве, а здесь молодая женщина из Азербайджана оставляет маленького сына на родине, приезжает  в Петербург на поиски уехавшего на заработки и куда-то сгинувшего  мужа. Это большая проблема — оставленные семьи мигрантов, и она с потрясающей точностью и поэтической силой показана в другой известной по мировым фестивалям  картине «Гранатовый сад»  Ильгара Наджафа. Но и «Фарида» — тонкая и нежная  картина, тем более дебютная, про жесткую жизнь на чужбине. Главную роль сыграла изумительная непрофессиональная актриса Марьям Ибрагимова, которая и сама не знает, кто она и откуда. В младенчестве ее бросили родители.  Должна была сниматься  другая актриса, но что-то ее смутило. В фильме героиня плохо слышит, но читает по губам. Все это Марьям безыскусно сыграла, как прожила.  По счастью,  никаких проблем со слухом и речью  у нее в жизни нет. Беззащитность – главное достоинство актрисы и ее героини. 

Режиссер Ксения Лагутина – и сама человек с биографией, о какой мечтают в киновузах. Окончив филфак, работала в театре звукорежиссером, была уборщицей, автомойщицей, сторожем и продавцом. Как и ее героиня прошла все, может быть, поэтому все так и удачно сложилось в ее первом киновысказывании. 

Полнометражная документальная лента «Я счастлива» снималась Настей Коркия и Милой Некрасовой в Перу и России. У главной героини Милы — рак языка, но она отказывается от медицинского вмешательства и химиотерапии, отправляется на берега Амазонки, в джунгли, чтобы лечиться у шамана. Почувствует там себя счастливой и окрепшей, а по возвращении домой выясниться, что болезнь не отступила. Рассказать о себе и близких так откровенно – уже поступок, и кино вызывает сильное эмоциональное переживание.  

12-минутные «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» Татьяны Гулиной — о возвращении с музыкального фестиваля балерины и балалаечника, их первой любви. После журфака МГУ и режиссерского  факультета Академии коммуникаций Татьяна больше десяти лет  работает в рекламе и на телевидении. Может похвастать тем, что 100 млн посмотрели ее ролик с Равшаной Курковой, где она  актрису «просто засунула в машину и облила водой». И вот теперь взялась за поиски «новой искренности», поговорила с разными людьми о первом сексуальном опыте, собрав  170 историй. Как свойственно молодым,  она  категорична в суждениях: «Подыхает кино. Он мертвое. Поколение заслуженных кинематографистов  тратит деньги на кино, которое никому не нужно». Татьяна  уже сняла в 2019 году фильм-концерт  «Алла Пугачева. Тот самый концерт», имея  гораздо более скромный бюджет,  чем в крохотной рекламе. И теперь чувствует себя гораздо увереннее своих молодых коллег. Пугачева 20 лет не выходила на сцену с сольными концертами, и Татьяна год провели с ней рядом,  параллельно работала над короткометражкой «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы». «Кино должно быть простым, понятным, чтобы каждый человек мог что-то найти для себя», — с этим утверждением поспорят те, кто не ищет легких путей. А молодые в основном только такой дорогой и идут. 

Свой 7- минутный документальный фильм «Трали-вали огурцы» Наталья Антипова сняла о 80-летних бабушке и дедушке. Увидела, как они начали закрутку огурцов, и поняла, что это надо снимать. Получилась нежная и забавная зарисовка  не только для семейного альбома. Кино рождается из мимолетностей и ощушений. 

Актриса Яна Есипович, сыгравшая в «Острове» Павла Лунгина, «Небесных женах луговых мари» Алексея Федорченко, «Суходоле» Александры Стреляной, «Брестской крепости» Александра Котта, только что окончила  школу дизайна, сама придумывает и иллюстрирует книги. Режиссером быть не собиралась, снимала актерскую визитку, а в результате появился 5-минутный документальный фильм «Собака Павлова» в духе Рустама  Хамдамова. В основе —  стихотворение «Собака Павлова» Александра Анашевича, которое, по словам Яны, — о страсти, патологической зависимости, невозможности отменить рефлекс и остановиться,  бесконечной собачьей любви к хозяину.  « Наш фильм – про болезненные видения, липкие сны, про болезненность всякой любви и ее красоту». Некоторые режиссеры актерские визитки не воспринимают, исходя из того, что актер подает там себя в невыгодном свете. У Яны визитка получилась режиссерской, и за художественное решение ее отметили статуэткой Горького.  

Светлана Хохрякова

Заголовок в газете: Какое «кино подыхает»!

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28322 от 28 июля 2020

Тэги: Кино,
Конкурс,
Концерт ,
Театр
  

Персоны: Алла Пугачева
  

Организации: МГУ
  

Места: Нижний Новгород,
Москва,
Владивосток,
Азербайджан
  

Источник: mk.ru