«Чудо священного огня» является благочестивой традицией среди некоторых Православных Церквей, но остается непризнанным Католической Церковью. Считается, что Папа Римский Григорий IX объявил «Святой огонь» мошенничеством в 1238 году нашей эры, но первоисточник этого утверждения так и не найден.

Общее описание чуда: Греческий православный патриарх входит в Храм Гроба Господня в Иерусалиме в Великую Субботу — согласно православному календарю. В полдень греческий православный патриарх, за которым следует армянский архиепископ, шествует в великой и торжественной процессии со своими клирками, поющими гимны. Они три раза шествуют вокруг Храма Гроба Господня. Как только процессия заканчивается, православный патриарх Иерусалима или другой православный архиепископ произносит молитву, снимает мантию и входит в гробницу. Перед входом в Могилу Христа патриарх рассматривается израильскими властями, чтобы доказать, что он не несет технических средств для зажигания огня. Он вступает в Могилу Христа и начинает молиться. Затем огонь чудом воспламеняется Святым Духом — предположительно силой воскресения — и быстро делится между всеми теми, кто ждет снаружи. 
Армянские архиепископы остаются в прихожей, где сидел ангел, когда явился Марии Магдалине после Воскресения Иисуса. Конгрегация впоследствии воспевает «Господи, помилуй» по-гречески до тех пор, пока Святой огонь не начнет спонтанно сходить на 33 белых свечах, связанных Патриархом, когда он один в гробнице Иисуса. Благодатный огонь рассматривается верующими как пламя Силы Воскресения, а также огонь Горящего Буша горы Синай.

Описание в собственных словах патриарха

«Я нахожу свой путь сквозь тьму во внутреннюю комнату, в которой я падаю на колени. Здесь я говорю молитвы, которые были переданы нам на протяжении веков, и, сказав их, я жду. Иногда я могу подождать несколько минут, но обычно чудо случается сразу после того, как я произнес молитвы. Из глубины самого камня, на который лежал Иисус, скрывается неощутимый свет. Обычно он имеет синий оттенок, но цвет может меняться и принимать много разных оттенков. Это невозможно описать с человеческой точки зрения. Свет поднимается из камня, поскольку из озера может подняться туман, он почти выглядит так, словно камень покрыт влажным облаком, но он свет. Этот свет каждый год ведет себя по-разному. Иногда он покрывает только камень, в то время как в других случаях он дает свет всей гробнице, так что люди, которые стоят вне гробницы и смотрят в нее, увидят, что она наполнена светом. Свет не горит. У меня никогда не было сгоревшей бороды за все шестнадцать лет, когда я был Патриархом в Иерусалиме и получал Благодатный огонь. Свет имеет другую консистенцию, чем обычный огонь, который горит в масляной лампе.

«В определенный момент свет поднимается и образует колонну, в которой огонь имеет другую природу, так что я могу зажечь свои свечи. Когда я таким образом получил пламя на своих свечах, я выхожу и отдаю огонь сначала Армянскому Патриарху, а затем коптскому. В дальнейшем я дам пламя всем людям, присутствующим в Церкви».

Краткая история священного огня

Первый письменный отчет о Святом огне (Свет Святого) датируется четвертым веком, но авторы пишут о событиях, которые произошли в первом столетии. Так что святые Иоанн Дамаскин и Григорий Нисский рассказывают о том, как апостол Петр увидел святой Свет в Гробе Господнем после Воскресения Христова. «Можно проследить чудо на протяжении веков на многих маршрутах Святой Земли». Игумен Даниил в своем маршруте, написанном в 1106-07 годах, представляет «Чудо Святого Света» и церемонии, которые его создают очень детально. Он вспоминает, как Патриарх ходит в Могил-Часовню с двумя свечами. Патриарх встает на колени перед камнем, на котором возлежал Христос после его смерти, и произносит определенные молитвы, и в этот момент происходит чудо. Свет исходит из ядра камня — синего, неопределимого света, который через некоторое время зажигает масляные лампы, а также две свечи Патриарха. Этот свет — «Святой огонь», и он распространяется на всех присутствующих в Церкви. Церемония вероятно является самой древней непрерывной христианской церемонией в мире. Источники в четвертом веке и вплоть до нашего времени, вспоминают это впечатляющее событие. Из этих источников становится ясно, что чудо было отмечено на том же месте, в тот же праздник, и в том же литургическом обрамлении на протяжении всех этих столетий.

Критика священного огня

Критика относится к временам исламского правления в Иерусалиме, где паломникам никогда препятствовали из-за значительного дохода, который они приносили местным органам власти даже в конце первого тысячелетия. Когда очевидно непосвященные крестоносцы переняли православные ритуалы по привнесению «Святого огня», он не появился, увеличив скептицизм среди западных христиан. Но почувствовав нехватку паломнических доходов, король Болдуин I восстановил в должности православных священников, и огонь, а также поток доходов, вернулись.

В 2005 году в прямом эфире на греческом телевидении Майкл Калопулос, автор и историк религии, окунул три свечи в белый фосфор. Свечи самопроизвольно воспламенились примерно через 20 минут из-за самовозгорания белого фосфора при контакте с воздухом. Согласно сайту Калопулоса:    Если фосфор растворяют в соответствующем органическом растворителе, самовозгорание задерживается до тех пор, пока растворитель почти полностью не испарится. Повторные эксперименты показали, что воспламенение можно отложить на полчаса или больше, в зависимости от плотности раствора и используемого растворителя.

Калопулос также указывает, что знание о химических реакциях такого рода было хорошо известно в древности, цитируя Страбона (древнегреческий историк и географ), который утверждает: «В Вавилоне есть два вида лигроина, белый и черный. Белый лигроин — это тот, который горит как огонь». Далее он утверждает, что фосфор использовался халдейскими магами еще в начале пятого века до нашей эры, а древние греки по аналогии с предположительно используемым сегодня священнослужителями.

Источник