Премьеры России и Белоруссии семь часов обсуждали карты углубления интеграции двух стран. Не удалось согласовать десять из них, споры вновь вызвали требования Минска по компенсации налогового маневра и по ценам на энергоносители

Что вызвало разногласия

Перед началом вторничных переговоров Румас заявил, что сторонам пока не удалось согласовать предложения по экономическому сближению. «По ряду «дорожных карт» и сейчас остаются нерешенные вопросы, — сказал он. — Дальнейшая интеграция возможна только в увязке с решением наиболее острых вопросов двустороннего экономического сотрудничества. Сюда мы относим формирование цен на нефть и газ, барьеры по доступу товаров на внутренние, национальные рынки, условия поддержки производителей, в том числе за счет субсидий». Для Минска, по его словам, особую значимость приобретают условия функционирования экономики уже в 2020 году, так как последствия реализации в России налогового маневра имеют «нарастающий отрицательный эффект».

Однако позиции переговорщиков, сообщали участники заседания во вторник РБК, продолжают расходиться. Собеседник РБК с российской стороны, знакомый с ходом переговоров, говорил, что претензии Минска рассматриваются отдельно от проработки «дорожных карт». Однако участник переговорной команды с белорусской стороны настаивал, что разделять их нельзя. Пожелания Минска, по его словам, обсуждаются в рамках разработки «дорожных карт», потому что от того, учтут их или нет, зависят принципиальные для работы государства вопросы. Самый чувствительный сейчас — энергетический вопрос, потому что он влияет в том числе на формирование бюджетов, отметил собеседник РБК. «Сколько мы будем его улаживать, столько и будет строиться единое экономическое пространство», — сказал он.

Минск не первый год настаивает на компенсации потерь, связанных с российским налоговым маневром, и перечисляет ставшие уже привычными требования. В марте этого года Александр Лукашенко заявил, что за четыре года, с тех пор как в 2015 году Россия начала заменять вывозную пошлину на нефть налогом на добычу, экономика Белоруссии потеряла $3,4 млрд. Кроме того, Минск требует снижения цены на нефть и газ и устранения сдерживающих мер на импорт продуктов питания из Белоруссии и сельскохозяйственной техники. Без удовлетворения этих требований Минск подписывать план отказывается, о чем неоднократно говорил сам Лукашенко.

Из подготовленной 31 «карты» согласовано не менее 20, в частности из четырех «карт» по нефтяному и газовому вопросу проработано две, подвел итог работы во вторник Сергей Румас. Оставшиеся две «карты», которые упомянул белорусский премьер, касаются налогового маневра, сказал РБК источник в российской делегации. Очень сложными Медведев назвал темы энергетики, макроэкономических отношений, статистического учета, таможенной политики. «Вопрос не в арифметике. Даже если останется одна «карта» несогласованная, процесс интеграции, который мы перезапустили, может быть поставлен под угрозу», — указал он. В итоге стороны решили дать правительствам еще неделю на проработку новых вариантов «дорожных карт». Медведев признал, что по каким-то вопросам «придется обратиться к президентам двух стран, чтобы они провели необходимые консультации».

17 ноября президент Белоруссии Александр Лукашенко в очередной раз раскритиковал ход сотрудничества с Россией. «Нам каждый год подсовывают новые условия. И в результате мы в экономике что-то теряем, теряем и теряем. Извините, на хрена нужен кому такой союз?», — задался он вопросам. В Кремле, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, эмоциональные слова белорусского президента услышали, но продолжают считать, что «взаимовыгодность Союзного государства является абсолютно незыблемой». «Мы предпочитаем менее эмоциональные реакции», — сказал РБК собеседник в российском МИДе.

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Автор:
Александр Атасунцев

Теги:

интеграция, Дмитрий Медведев, Союзное государство

Источник: rbc.ru